Авторы |
Догуревич Ольга Александровна, кандидат биологических наук, доцент, кафедра общей биологии и биохимии, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40), olga-dogurevich@rambler.ru
Сугробова Галина Алексеевна, кандидат биологических наук, доцент, кафедра общей биологии и биохимии, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40), sugrobovaga@mail.ru
|
Аннотация |
Актуальность и цели. Отсутствие разработанных и апробированных методик анализа и контроля психофизиологического состояния учащихся, в процессе обучения которых значительную часть времени занимает использование информационно-коммуникативных технологий, является острой проблемой отечественной педагогики и возрастной физиологии. Целью данного исследования явилось изучение влияния занятий на ПЭВМ (персональная электронно-вычислительная машина) и ВДТ (видеодисплейный терминал) в рамках школьных уроков информатики на психофизиологическое состояние подростков.
Материалы и методы. Была разработана и применена оригинальная методика для экспериментального исследования. Она включила в себя распространенные в психофизиологии способы определения произвольного внимания, кратковременной образной зрительной и логической слуховой памяти. Специфичность методики заключается в том, что вышеперечисленные экспериментальные методы оценки психофизиологического состояния испытуемого были объединены в одной тестирующей компьютерной программе.
Результаты. Работа обучающихся 7-х классов в текстовом редакторе вызвала увеличение объема запоминания на слух в большинстве случаев. В то же время результаты показали снижение устойчивости зрительной памяти почти у половины семиклассников, что можно объяснить утомлением системы зрительного восприятия при предъявленной нагрузке. Об этом свидетельствует и отрицательная динамика лабильности нервных процессов в 40 % случаев. При работе с графическими изображениями у достоверно большего числа школьников было отмечено снижение ее объемов по сравнению с увеличением данного параметра. Сравнение результатов выполнения двух разных видов заданий на ПЭВМ показало, что число школьников, испытывающих повышение параметров зрительной памяти значимо выше при работе с текстовым редактором по сравнению с графическим. Проведенный корреляционный анализ подтвердил зависимость динамики лабильности нервных процессов от изменений объемов кратковременной зрительной памяти как при работе с текстом, так и при обработке графических изображений. Во втором случае лабильность нервных процессов определяла и параметры внимания.
Выводы. У подростков работа с ПЭВМ привела к изменению в состоянии таких ВПФ, как память и внимание. Функциональное напряжение зрительной системы, выявленное в ходе исследования, возникает при пользовании компьютером и может быть вызвано как необходимостью считывания информации, так и особенностями изображения на экране, и воздействием электромагнитного излучения.
|
Ключевые слова
|
объем зрительной памяти, объем слухоречевой памяти, лабильность нервных процессов, функциональное состояние, текстовый редактор, графический редактор
|
Список литературы |
1. Безруких, М. М. Анализ опыта работы за компьютером школьников 14–16 лет / М. М. Безруких, Ю. Н. Комкова // Новые исследования. – 2008. – № 2 (15). – С. 22.
2. Могилева, В. Н. Влияние компьютеризации учебной деятельности на формирование мышления учащихся : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Могилева В. Н. – Воронеж, 2003. – 21 с.
3. Li, X. Early childhood computer experience and cognitive and motor development / X. Li, M. S. Atkins // Pediatrics. – 2004. – Vol. 113, № 6. – Р. 1715.
4. Castel, A. D. The effects of action video game experience on the time course of inhibition of return and the efficiency of visual search / A. D. Castel, J. Pratt, E. Drummond // Acta Psychologica. – 2005. – Vol. 119. – Р. 217.
5. Green, C. Effect of action video games on the spatial distribution of visuospatial attention / C. Green, D. Bavelier // Journal of Experimental Psychology: Human Perception and Performance. – 2006. – Vol. 32. – Р. 1465.
6. Cordes, C. Fool’s gold: A critical look at computers in childhood / C. Cordes, E. Miller // Alliance for Childhood. – 2000. – URL: http://www.allianceforchild hood.net
7. Dworak, M. Impact of singular excessive computer game and television exposure on sleep patterns and memory performance of school-aged children / M. Dworak, T. Schierl, T. Bruns, H. K. Strüder // Pediatrics. – 2007. – Vol. 120. – P. 978.
8. Степанова, М. И. Как обеспечить безопасное общение детей с компьютером / М. И. Степанова // Народное образование. – 2003. – № 2. – С. 145–151.
9. Лукьянец, Г. Н. Изменение показателей ЭКГ у детей 8–9 лет при работе на компьютере / Г. Н. Лукьянец, Л. В. Макарова, О. Н. Адамовская // Новые исследования. – 2015. – № 2. – С. 56–62.
10. Лемиш, Д. Жертвы экрана. Влияние телевидения на развитие детей / Д. Лемиш. – М. : Поколение, 2007. – 303 с.
11. Ахмадеев, Р. Р. Взаимосвязь зрительной работоспособности и показателей функционального состояния зрительной системы при пользовании персональными компьютерами / Р. Р. Ахмадеев, Р. Р. Гирфатуллина, Р. М. Халфин, Н. Н. Егорова // Медицинский вестник Башкортостана. – 2008. – Т. 3, № 6. – С. 17–20.
12. Корнюшина, Т. А. Физиологические механизмы развития зрительного утомления и перенапряжения и меры их профилактики : автореф. дис. ... д-ра биол. наук / Корнюшина Т. А. – М., 1999. – 46 с.
|